Афганцам не дают развернуться.
В редакцию «АиФ-Белгород» обратились представители общественной организации бывших военнослужащих «Афганское эхо» из поселка Уразово Валуйского района. В течение трех с половиной лет они ни не могут получить от местной администрации разрешение на аренду пруда, который расположен в 25 км от поселка. «Почему мы всем мешаем?»
В Уразово сейчас живут 37 воинов-афганцев. Все состоят в организации «Афганское эхо». Работу имеют единицы из них, многие — инвалиды, поэтому идея создать свое дело вдохновила всех. «Я пришел из Афгана в 1982 году, и тогда же меня единственный раз вызвали в милицию и спросили, как мои дела, не обижает ли кто?- сказал при встрече корреспонденту «АиФ-Белгород» член «Афганского эха» Александр Грибовский. — И с тех пор никто не поинтересовался, как и чем мы живем, путевку оздоровительную ни разу не предложили».
Еще один из уразовских афганцев, Геннадий Казанцев, с 1982 года, как вернулся с войны, живет в центре поселка в полуподвальном помещении с сырыми стенами. В одной комнате обитает семья из 7 человек — Геннадий, его жена, сын с семьей и тремя детьми. Одно время Казанцев работал водителем в поселковой администрации, но и тогда никто не предложил ему улучшить жилищные условия, отделывались лишь обещаниями.
«У меня пенсия 4 тысячи рублей, маленький ребенок, которого надо растить. Работы в поселке нет, на 22 тысячи населения ни одного предприятия. Поэтому эту идею мы поддержали всей душой — там смогли бы работать человек 10–15 из нашей организации», — говорит Сергей Бондаренко, который 12 лет служил в армии, потом 13 лет — в московской милиции, а теперь вернулся на родину — в никуда.
«Тем, кто воевал, им надо на природе быть и рыбку ловить», — говорит мать Сергея Терещенко, инвалида 1-й группы, потерявшего на войне способность ходить. У Сергея — боевые награды, а сейчас единственное развлечение в жизни — выехать в огород и смотреть в бинокль на окрестности. Отправиться в город в инвалидной коляске он может только в сухую погоду: не так давно в поселке заасфальтировали тротуары, но до дома инвалида войны почему-то не дотянули 10 метров, и в грязь мать не может вывезти на асфальт коляску сына.
«И мы тут, и в Валуйках наши собраться давно поняли, что никому не нужны и надо надеяться только на свои силы, — говорит председатель общественной организации «Афганское эхо» Александр Дементьев. — Так нам и тут ставят палки в колеса!»
Пруд — ничей, но за него штрафуют
«Мы пошли по самому сложному пути — выбрали самый дальний и запущенный пруд, хотя есть у нас и ближе, и лучше, — продолжает Александр Дементьев. — Хотели привести этот пруд в порядок, оборудовать зону отдыха, рыбу в нем разводить, дать возможность работать тем, кто состоит в нашей организации».
Взять в аренду на 49 лет хотели 13 гектаров земли с прудом неподалеку от хутора Бабки на территории Борчанского сельского поселения. Вначале никто не препятствовал инициативе: и поселковая администрация, и районная пообещали афганцам содействие. Они даже сделали за свой счет паспорт ГТС (гидротехнического сооружения), заплатили за оформление 20 тысяч рублей. За 3500 рублей оформили документы на земельный участок. Были собраны документы для постановки пруда на учет как бесхозного объекта в Росрегистрации от имени Валуйского муниципалитета.
Областная администрация, куда также обратились за помощью афганцы, решила оказать содействие их инициативе, включив данный пруд в программу капитального ремонта гидротехнических сооружений: позапрошлой зимой, когда были сильные морозы, на этом пруду лопнула шахта рядом с плотиной. И вот когда из федерального бюджета было выделено несколько миллионов рублей на ремонт ГТС, тогда-то и начались проблемы на местном уровне. 23 октября 2007 года группе ветеранов афганской войны пришел официальный ответ за подписью главы местного самоуправления города Валуйки и Валуйского района Ивана Посохова о том, что «на данный момент ГТС у хутора Бабки значится в Учреждении регистрационной службы как бесхозный объект, в связи с чем предоставление в аренду указанного объекта не является возможным».
Работы по ремонту ГТС на федеральные деньги идут уже два месяца. Афганцев, привезших сюда гравий, песок и три плиты для будущего строительства и вырубивших несколько кустов, постоянно штрафуют за «самозахват» земли. «Мы не противодействуем, но ведь сейчас документов на этот объект нет ни у нас, ни у них», — говорит землеустроитель администрации Борчанского сельского поселения Татьяна Канонихина. Так что решение вопроса откладывается на непоределенный срок.
…Есть такой малоизвестный праздник, который отмечается 22 октября, — праздник Белых Журавлей, учрежденный народным поэтом Дагестана Расулом Гамзатовым как день памяти павших на полях сражений во всех войнах. И в праздники, и в будни нужно помнить о мертвых и заботиться о живых. Жаль, так считают не все.
Татьяна ЧЕРНЫХ23 октября 2008