В описях РГАДА ф. 210, 396, 1209 такие документы пока не встретились.
В связи с этим на 100% точно ответить Вам не смогу. Однако не могу не упомянуть об этой статье "Белгородская ссылка для ведьм"http://www.historybel.narod.ru/ssylka.htm и на документ из этой статьи "Царская грамота в Белгород об исправлении нравов и унчитожении суеверий (1648 г.)"http://www.historybel.narod.ru/gramota.htm
Там есть указание - колдунов ссылать в украинные города. Поскольку Валуйки в полной мере могут считаться украинным городом, то не исключено попадание сюда таких людей. Но, поймите, для средневековой Православной Церкви любой знахарь, собирающий ночью травы, считался колдуном. Церковь пресекала любые проявления язычества, но как видите безуспешно.
Ни в мои, ни в планы Александра Геннадьевича, разработка данной тематики не входила и основная причина - отсутствие документов, а выдумывать мы не собираемся.
За ссылки спасибо. Но и это ведь судьбы людей. Ну нет так нет.
Конечно, судьбы. Но нельзя объять необъятное. Надеюсь, кто-то когда-то эту тему исследует и напишет документальную статью.
А почему бы Вам, например, не осветить данную тему? Нам будет очень приятно, если численность любителей истории Валуйской земли будет расти.
fominov
Я вообще не местный :) И поэтому интересно. Но не сослан за ворожбу)))). Сдаётся мне что у нас есть общий знакомый. _________________ "> /dev/null 2>&1"
Добавлено: Сб Дек 22, 2012 10:44 am Заголовок сообщения: Виталий Иванович Щербаченко
Начинаю размещать отдельные очерки из книги В. И. Щербаченко "Валуйский биографический словарь". Статьи размещаются с разрешения дочери Виталия Ивановича - Иветты Витальевны. По её словам готовится к открытию сайт, посвящённый Виталию Ивановичу, где будут размещены в электронном виде книги валуйского краеведа.
НЕВЕДОМАЯ МАДИЯ
Неведомая мадия - маслянистое растение, вывезенное в середине XIX столетия из Чили. Привлекло внимание западноевропейских ученых своими качествами: высоким урожаем, высоким выходом из его семян масла, а также возможностью его возделывания в умеренном климате. С этой целью из I-го Департамента второго отделения Министерства в Воронежскую губернию было прислано из Петербурга полфунта семян мадии, «желая содействовать разведению у нас нового полезного растения». Губернское правление в свою очередь направило в августе 1841 года по одному золотнику семян во все уезды губернии для распределения их между тех, у которых лучшее хозяйство, и крепких казенных крестьян. О результатах этого опыта разведения южноамериканского растения осенью было доложено в Министерство. Оказалось, что действительно, по сравнению с подсолнухом, мадия была более высокоурожайна, неприхотлива, давала хороший выход масла, но между тем масло неприятно пахло, правда, это отрицательное качество его ликвидировалось при последующей обработке водой. Но в России уже привыкли к ставшему российским подсолнуху, и никто не пожелал менять его на новое растение - мадию.
Щербаченко В. И. Валуйский биографический словарь. Белгород: "Везелица", 2002. С. 11.
Добавлено: Сб Дек 22, 2012 10:50 am Заголовок сообщения:
«ЗА СРЕБРОМ» В ВАЛУЙКИ
«Мая 1709 году в 23 день по указу Великого государя царя и Великого князя Петра Алексеевича всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца боярину Тихону Никитичу Стрешневу с товарищи. В прошлом в 1708 году июня 5 день по указу Великого государя послал их по приказу рудных дел на Валуйки и на Валуйскую степь по извету своему для сыска сребряной руды маеор (майор - В. Щ.) Иван Некрашов с рудознатными мастерами. И привез с Валуек хрустального камени с полпуда. А взяли они тот камень, недошед Валуек за триста, а реки Северского Донца за шесть-десять верст. И то хрустальное каменье рудознатные саксонские ученики Федор Кошурин с товарищи смотря и сказали при таком камнени, признают они, быть сребряной или медной руде, и то де место надлежит бы осмотреть в нынешнем 709 году месяце в 18 день, Великий государь, царь и Великий князь Петр Алексеевич всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец указал для сыску той серябряной и медной, и иных руд на Валуйки и на Валуйскую степь послать ис приказу рудных два дозорщика Ивана Патрушева с рудознатными мастерами, а о даче ему, Ивану с Валуек, для бережи и караулов служилых людей сколько человек пристойно и о постоялом дворе, о посылке его, Великого государя, послушной грамоте на Валуйки к воеводе указал Великий государь свой указ учинить в разряде тебе, боярину Тихону Никитичу Стрешневу с товарищи. И по указу Великого Государя и Великого князя Петра Алексеевича всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца боярину Тихону Никитичу Стрешневу с товарищами учинить - о том по указу Великого государя самодержца указ. Справил Алексей Юдин(?)».
Щербаченко В. И. Валуйский биографический словарь. Белгород: "Везелица", 2002. С. 15-16.
Добавлено: Сб Дек 22, 2012 11:03 am Заголовок сообщения:
УНИКАЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ НАХОДКА
Ласковым осенним днем 1908 года шел улицей по слободе Казацкой частный пристав Аверьянов. Настроение было хорошее, все тихо, спокойно И тут его внимание привлекли два мужика за речкой - на выгоне что-то копают. «Интересно, чего они там нашли?»- подумал пристав и быстрым шагом направился к ним. Пристава Аверьянова копающиеся в земле мужики не ожидали. И на вопрос: «Зачем они здесь копают?» - ответили, что дескать, здесь мел получше, чем на Песках. Хаты белить надо, а нечем. Действительно, в лежащих рядом мешках было немного мелу. Но там, где они, братья Куренины, начали ковырять землю на небольшом кургане, как раз мелом-то и не пахло. Пристав приказал им убраться.
Свое донесение об увиденном Аверьянов положил на стол ротмистру Тархову. «Вызвать немедленно Курениных ко мне», - приказал он. Братья тут же честно признались, что искали клад. Мол, Гришка Потанин уверяет, что в этом кургане богатый клад зарыт. Привели Потанина. И тот рассказал такую легенду: якобы, его прапрадед вместе с группой валуйских станичников в 1700 бог весть каком году разбили банду запорожца Гаврилы Дрищи, у которого и обнаружили большое богатство, отнятое им у ограбленного греческого купца. Все закопали до лучших времен - когда все вместе снова соберутся, да так и не собрались.
Ротмистр решил не рисковать, тут же доложил в Воронеж. А Аверьянову приказал глаз с кургана не спускать. «И пошла писать губерния», - сообщили в Русское археологическое общество, графине Уваровой.
Через год, летом 1909 года, в Валуйки из Петербурга приехала археологическая экспедиция. Через вершину кургана вырыли траншею. Курган 2 метра высотой и 33 метра шириной. В его центре оказался не клад, а древнее погребение. Покойник был положен на тонкую подстилку из слоя песка прямо на почву (материк). Место вокруг него было огорожено мелкими камешками и красной охрой. Скелет лежал с согнутыми ногами головой на юго-восток, лицом на северо-восток (так называемое погребение в утробном положении). Такое погребение относят в Южной Европе и в России к одному из древнейших.
Тут же были найдены еще две ноги другого скелета. Как сказали жители, это части скелета, не найденные другой экспедицией, производившей раскопки этого кургана 15-20 лет назад.
Раскопки кургана возле слободы Казацкой проходили под руководством почетного члена Русского археологического общества профессора Санкт-Петербургского университета С.Ф. Платонова.
Находку отправили в Петербург в археологическое общество для тщательного изучения. Член общества Александр Александрович Спицын потом опубликовал следующий комментарий к находке Валуйского кургана: «Курган находится около города Валуек. Он принадлежит к древнейшей и любопытнейшей культуре, имевшей широкое распространение в южной Руси. Нахождение подобных могильников прослежено от низовьев Дуная до Волги и от Черного моря до Киева и Чернигова. Культура народа, оставившего нам эти курганы, относится к медному веку четвертого тысячелетия до н.э. Погребения обрядовой культуры того века отличались исключительным богатством. Скорченного и окрашенного охрой костяка хоронили с массой золотых, серебряных, медных, каменных и глиняных вещей древнеассирийского и малоазиатского типа. Благодаря валуйским раскопкам в науку - археологию, антропологию и историю - были вписаны новые строки. Оказалось, что костяки валуйских захоронений принадлежали людям более развитым, чем их современники. По антропологическим данным они от народностей, оставивших курганы на Дунае, под Киевом и Черниговым, на Кавказе, отличались высоким ростом, более пропорциональным крепким сложением, благородным продолговатым черепом с широким лбом, развитыми подбровными дугами.
В Воронежской губернии, вслед за Валуйками, были также найдены в курганах скорченные костяки, но обследование их ничего нового не дало. В Валуйском же кургане выявлены три особенности:
1. Отсутствие грунтовой погребательной ямы.
2. Наличие ограждения костяка рамкой мелкого камня. Первая особенность составляет большую редкость, вторая наблюдается впервые.
3. Третья же особенность - рациональность, захоронения без драгоценностей. Ученые предполагают, что описанная народность с ее культурой была местным населением.
Щербаченко В. И. Валуйский биографический словарь. Белгород: "Везелица", 2002. С. 16-18.
Нынче социологи, психологи, статистики, врачи бьют тревогу: упала рождаемость, русской нации грозит угасание. На родителей, у которых трое и более детей, смотрят как на героев, на спасителей. В годы Великой Отечественной войны, когда ценой огромных потерь ковалась победа, уже подумывали: а что будет после войны. Было установлено почетное звание "Мать - героиня", появились ордена «Материнская слава» разных степеней Максимальное число детей в семье, чтобы заслужить это почетное звание, должно быть не меньше десяти. Многодетная семья! Как поменяли оценку..! До революции 1917 года по законам Российской Империи до десяти человек семья считалась малодетной. Ныне три! Читаешь метрические книги церквей сел и деревень Курской и Воронежской губернии и диву даешься. И жили бедно, и одеты плохо, сплошь и рядом неурожайные годы, войны, а в крестьянских семьях по 8-16 детей. И то только тех, что выжили, ведь медицины в селах и деревнях не было. Еще в 60-х годах в селах и хуторах Валуйского уезда жили семьи, в которых было по 15-25 человек под одной крышей. Но были и поболее...
Взять в Казинской волости семьи Посоховых: у Василия Кузьмича - 33 человека (мужиков 19); у Ефима Яковлевича - 32 (мужиков 16); у Тихона Федоровича - 35 членов семьи при 17 мужиках; У Егора Михайловича - 42 (мужиков 20); у Акима Васильевича - 50 при 24 мужиках. Но все это выглядит мелочью по сравнению с семьей черкаса Степана Андреевича Ободенко! Жаль, в то время «Книги рекордов Гиннесса» не было, а то бы зафиксировали в ней русскую семью в 64 человека. Мужиков же в ней было чуть больше половины - 34 от мала до велика.
А мы тут все толкуем о многодетных современных семьях аж из пяти человек.
Щербаченко В. И. Валуйский биографический словарь. Белгород: "Везелица", 2002. С. 18-19.
Добавлено: Сб Янв 05, 2013 11:56 am Заголовок сообщения: СЕКРЕТНОЕ ДЕЛО «О КЛАДЕ»
СЕКРЕТНОЕ ДЕЛО «О КЛАДЕ»
Все, как водится на Руси, началось с простого доноса бывшего служителя Волоколамского монастыря Мартина Яковлевича Машерова в Валуйскую воеводскую канцелярию. По доносу взяли под арест ямщика валуйского «яма» Константина Еремеева сына Гусеева. И этот Гусев на следствии показал: «Ceгo 1768 года в Великий пост я на исповеди не был. Тому назад лет с пять летним временем, когда он, Константин Гусев, у Говорова в работниках еще не находился, а жил в доме своем, ночью приснился ему сон, что подле самого города Валуек, за валом против угловой башни в земле, в «малом курганчике» есть клад. И с того времени он, Гусев, об этом не о6ъявлял никому. А как тому назад два года стал работником у однодворца Говорова и когда у него же по найму рубил амбар крестьянин Мартин Машеров, он, Константин, про оный клад ему объявил.
Потом, спустя с неделю, оный крестьянин Мартин, дождавшись ночи, взял свой незнаемо для чего сделанный железный шип и коня, Константина, и мы пошли к курганчику, а там по очереди стали шипом пробивать землю повсюду не в одном месте. И тогда от шипа зазвенел в одном месте по примечанию клад. Но оный после этого они не разрывали, а сговорились между собой денег друг без друга не вынимать.
Когда Мартин отсутствовал, Илья Говоров, его сын Иван просили его, Константина, чтоб тот их до того места на курганчике довел. И он согласился, когда ему сказали, что ежели те деньги вынут, то тогда ему из оных дадут часть. После того на другой день к Говоровым приехал из Валуек их товарищ, однодворец Мартин Николаев сын Агафонов. Все вместе поехали к курганчику и там застучали, и лопатами откопали, и вынули котел десятичный с деньгами - неизвестными монетами. Трое поехали домой к Агафонову, а Константина отправили к Говоровым».
Для начала следствия и это было неплохо. Но надо было найти главное - клад. Арестовали Илью Говорова и его сына, которые начали, было, полностью все отрицать, мол, не ведают ни про какой клад и никакого клада не выкапывали. Пришлось им развязывать языки плетьми. После первых же ударов к ним вернулась утраченная память. Да, они откопали клад. Вынули большой котел, похожий на куб с узким горлышком «вышиною в один аршин с деньгами старинными серебренными копейками», привезли к Агафонову, поставили в амбар. На рассвете взвесили безменом и все разделили на четыре части.
Где клад? Дома. Поехали в дома Говорова, Агафонова... Когда же все найденное высыпали в канцелярии для описи, у многих, увидевших это сокровище, дух перехватило: золотых колец, перстней с драгоценными камнями - 32, серебряных 18 тарелок и 40 ложек, 20 чашек красных и голубых, половина из них в виде ковчежек с ручками, другая в виде кубков, 11 подносов серебряных и 4 серебряных блюда, стаканы с золотой каймою, чарки с ручками - 30 штук. Серебряных и золотых монет пять фунтов (более двух килограммов).
Было еще кое-что, но Агафонов сказал, что несколько стаканов и тарелок он продал в слободе Уразовой и в Курске, на ярмарке. Курский купец при покупке посоветовал ему, мол: «Привези все, что у тебя есть, продам по дорогой цене в Персии, туда скоро еду».
22 мая 1768 года валуйский суд после кратковременного заседания вынес приговор: «Ямщика Константина Гусева, однодворца Илью Говорова и его сына Ивана, жену Агафонова Марью из-под караула освободить на добрые поруки здешних городских жителей; из домов своих в отдаленные места не отлучаться, пока не будет особого разрешения». Что же касается однодворца Мартина Агафонова, то он во время следствия умер - поговаривали, что его отравили.
Клад отправили в Петербург, возможно, некоторые предметы из него хранятся в Эрмитаже. Показывают их экскурсантам, и никто не знает, не ведает, что они из валуйского клада.
Щербаченко В. И. Валуйский биографический словарь. Белгород: "Везелица", 2002. С. 19-21.
Добавлено: Вт Янв 15, 2013 9:35 am Заголовок сообщения:
Ну почему же не интересно? Как раз таки наооборот.
У меня к Вам два вопроса:
1. Волконитин. Данная фамилия встречается в списках служилых людей 1679 года (Волконитинав), последние две буквы вероятно позже отпали. Что такое "Адинак". И не встречалась ли Вам данная фамилия раньше и если да, то где?
2. Интересует также "разменный городок" в устье р. Ураевой, созданный в 1620-х годах для обмена пленными. Интересует в связи с тем, что в настоящее время там расположено село, где я родился, и, возможно, данный городок связан с основанием с. Колыхалино. Не встречались ли Вам сведения о нем в архивных документах?
С уважением, А. Божко.
Добавлено: Вт Янв 15, 2013 10:13 am Заголовок сообщения:
Мы с коллегой уже было отчаялись...
1. Адинак - это одинокий, не имеющей семьи человек, т.е. не только не имеющий жены, но и детей.
Данные по фамилии отправлю по имейлу. Здесь в ЛС прикреплять файлы нельзя.
2. А с чего Вы взяли, что разменный городок на р. Ураевой создан в 20-х гг. XVII в.? Из какого источника информация?
О точной дате его возникновения пока вряд ли кому-то известно. От себя лишь могу добавить, что возник он скорее всего раньше 20-х гг. Во всяком случае так говорят архивные документы.
Добавлено: Вт Янв 15, 2013 10:29 am Заголовок сообщения:
"Возле Валуек, в большом остроге под горой, размещался посольский двор. Возглавлял его князь Григорий Волконский. В 1627 году посольский двор был переведен в специальный разменный городок, построенный в устье р. Ураевой. Городок был укреплен земляным валом, рвом и надолбами. На его стенах стояли пушки. В летнее время для охраны городка из разных городов присылались стрельцы и казаки, численность которых доходила до 1500 чел. В районе городка и сейчас еще сохраняются остатки земляных сооружений" - это выдержка из работы школьницы одной из школ валуек, работа есть в инете, там у нее ссылка на статью Шатцкого в газете "Звезда". Эту статью я еще не видел и на что он ссылается мне неизвестно. Поэтому я всего лишь предположил, что он возник в 20-х годах.
Нет ли в документах, в которых упоминается этот городок, списков его служащих или что-то в этом роде - не упоминаются ли в документах 17 века товарищи с фамилией "Колыхалин".
Добавлено: Вт Янв 15, 2013 10:56 am Заголовок сообщения:
Реферат школьницы - серьёзный источник. Но есть источники более солидные, например, РГАДА.
В работе школьницы написана чушь, причём очевидно переписанная из другого источника.
Посольский двор и разменный городок - это два разных сооружения, не имеющие между собой ничего общего. Посольский двор - место жительства русских послов, наподобие воеводского двора.
Никто посольский двор никогда не возглавлял. Был глава дипломатической миссии (один из них - Григорий Волконский), который руководил разменой пленных, встречал послов, управлял разменным войском. Посольские размены с тех пор как они появились в Валуйках проходили исключительно на р. Ураевой, но никак не на посольском дворе. Насчёт укреплений и артиллерии городка у нас данных нет.
Добавлено: Вт Янв 15, 2013 11:03 am Заголовок сообщения:
Насчет его (источника) серьезности - я сам прекрасно понимаю. Во-первых, данные работы нередко ученикам пишут учителя и они откуда-то инфу берут (ну не выдумывают ведь). Во-вторых, неизвестно, кто этот Шатцкий и на основании каких материалов он написал статью В "Звезду", откуда, вероятно, и был выдран вышеуказанный абзац. А насчет солидности источников РГАДА я не сомневаюсь.
Добавлено: Вт Янв 15, 2013 11:45 am Заголовок сообщения:
1. В 1626 г. среди волуйчан встречаются: Янко Волкотин (кон. стр.), Безсон Волконитин, Захарко Волкотинов (пушкарь) = Захар Семенов сын Волконитинов (пушкарь); в 1628 г. – Семен Безсонов сын Волконитинав (кон. стр.). В середине века в списках уже больше представителей фамилии Волконитинав – Наум (кон. стр.), Семен (кон. стр.), Гаврила Кондратьев сын (кон. стр.), Кондрашка (пушкарь). В 1666 г. Семен и его дети Мишка и Ивашка ушли жить в Мояцкий городок. Видимо, Ивашка потом вернулся обратно в Волуйку. В 1681 г. записан станичный атаман Иван Семенов Волконитинов. В конце века, 1705-07 гг.. фамилия писалась Волконитинев, Волканитинав, больше Волконитинов. Более поздних списков у нас нет.
«Нагнетание» фамильных суффиксов, т.е. двойные суффиксы (ин+ов) встречаются в списках южно-русских городов нередко. Считается, что они были характерны для среды казачества. Основу первых жителей новых крепостей на «польской украйне» как раз составляли жилецкие стрельцы и казаки. Многие из них, вероятно, пришли на службу из степных казаков, проживающих по рекам Оскол и Северский Донец. Фамилии в 17 в. подвергались некоторым корректировкам, поэтому в списках часто встречаются разные варианты написания. Это зависило даже от слуха писаря - как услышал фамилию, так ее и записал. В этом не видели ничего особенного. А дальше, как у кого закрепилось, какой вариант фамилии стал передаваться по наследству. Очень даже может быть, что один Воконитин в Волуйке 17 веке был братом другого Волконитинова.
О происхождение фамилии сказать ничего не могу, нужно копаться в словарях. Однозначно фамилию можно отнести к оригинальным и древним. Чтобы узнать распространенность фамилии в наше время, попробуйте наберите разные поисковые системы, хотя бы «однокласников».
Вполне может оказаться, что все нынешние Волконитины-Волконитиновы имеют одного общего предка. И не исключено, что он был из Валуек.
2. В устье р. Ураевой сегодня два села – Колыхалино и Шелаево. В 1780 г. одно село называлось с. Богородское-Колыхалино тож, другое – д. Князева-Харина-Шелаево тож. На месте какого из них в 17 в. находился разменный городок ответить пока не могу. Во всех документах писалось, что городок находился в устье Ураевой, без подробностей. В архиве краеведа П. Сопина есть несколько строк о городке, откуда он взял информацию неизвестно: «В районе городка и сейчас еще сохраняются остатки земляных сооружений (см. газ. «Звезда» за 15.12.1962 г. «О курганах нашего края», Г.Ф. Денисенко). Городок был укреплен земляным валом, рвом и надолбами. На стенах стояли пушки». Это тот самый источник, о котором вы пишете выше (Сопин). _________________ Чепыч
Приветствую, Александр.
Фамилией я еще серьезно не занимался - пока только в планах, насчет происхождения почитывал в инете. Все это в будущем.
Насчет городка: правый берег Ураевой в месте впадения более высок, левый - низменный, поэтому наиболее вероятно его нахождение на правом берегу. Я все детство провел в Колыхалино, там родные сейчас живут, на речку бегали через правый берег Ураевой - где-то там он, наверное и стоял. Вообще, в планах пройти по огородам и пообщаться с жителями на предмет каких-либо находок - может что даст.
Читал Вашу статью о заселении земель по Валую и Палатовке, также читал документы о заселении иных земель в Валуйском уезде, опубликованные в 19 веке. Среди челобитных, подаваемых на право занять земли в конце 17-нач 18 веков не встречал просьбы о выделении земли по Ураевой (ну и в районе совр. сел Шелаево-Колыхалино). Вероятно, они к этому времени (80-90-е годы 17века) уже были кем то заняты? Не встречали ли Вы документы о наделении землей каких либо людей в интересующем меня регионе? И вообще какие либо ранние упоминания о вышеуказанных селах?
Приятно, что есть такие люди, которые интересуются своими корнями. Побольше бы таких!
Места по речкам Ураевой и Уразовой упоминаются в ранних документах довольно-таки часто. В Писцовой книге 1626 г.: "За ними (конными стрельцами) ж от реки Ураивы да Уразовы реки пашни паханой и перелогом и лесом поросло добрее земли четыреста четыр чети в поле, а в дву потому ж. За ними ж за рекою за Уразовою пашни паханой добрые земли четь с осьминою и с полу третником в поле, а в дву потому ж". "За ними ж (пешими стрельцами) от надолоб к реке к Ураеве пашни паханой и перелогом и лесом поросло добрые земли пятьдесят одна четь с осьминою и с полутретником в поле, а в дву потому ж". Это было до передела земель. После перераспределения в 1626 г. поместные земли по Ураевой и Уразовой отошли к пешим стрельцам, затинщикам и атаманам.
Больше эти реки упоминаются всвязи с приходами татар. Места эти были очень посещаемы татарскими отрядами. Есть несколько свидетельств о боях на Ураевой. Частенько с полей у этих рек татары угоняли в плен волуйчан. Убегали татары с добычей обратно в верховья рек, затем к Айдару и Красной. Но и там настигали татар волуйские ратники.
Уразова прославилась еще в 1708 г., когда подавлялось восстание К. Булавина. Сумской полк Андрея Кондратьева для соединения с войсками не дошел и 8 июля встал на речке Уразовой, от Волуек 15 верст. Отряд Драного, Беспалого и Голого «собрався многолюдством, пришед за Волуйскою у речки Уразовой, воровски розбили обоз Сумского полку; самого полковника и старшин и казаков многих побили до смерти, и пожитки, что при них было в обозе, розбили без остатку».
Деревни и села в уезде начали появляться в конце 17-нач. 18 вв., когда земли стали выделять отдельным небольшим группам служилых людей. О получении мест под усадьбы в тех местах не могу ничего вспомнить, специально не интересовался. Есть книга Л.Б. Вейнберга "Материалы по истории Воронежской и соседних губерний. Выпуск X". там есть несколко земельных дел конца 17 века. На л. 904-907 есть дело 1693 г. об отводе земли станичным ездокам в районе р. Уразовой. _________________ Чепыч
Да, спасибо, эту книгу я читал.
Если я Вас правильно понял, сами населенные пункты стали появляться в конце 17-нач. 18 вв., но в то же время эти земли были заселены еще в более раннее время, они несколько раз переходили из рук в руки. Это не постоянные поселения, а именно обрабатываемые земли? Собственно, эти конные стрельцы, пешие стрельцы, затинщики и атаманы не жили здесь, а просто обрабатывали эту землю??? Или я не прав?
Описанные выше земли - это пашенная земля, но сказать, что там никто не жил вряд ли возможно. Домов служилые люди там конечно не имели, но гумна и какие-нибудь шалаши скорее всего были. В документах часто встречаются отписки валуйских воевод с жалобами на непослушание валуйчан, живущих по гумнам и пчельникам.
Ставить дома можно только в защищённом от набегов месте. С ослабеванием набегов татар в конце XVII в. и появилась возможность строительства дворов на поместных землях, что в свою очередь спровоцировало развитие уезда.
2 сентября 1645 г. с валуйским воеводой П. Колтовским произошёл курьезный случай, для разрешения которого он обратился в Москву. Его рассказ в челобитной государю наполнен эмоциями, которые переполняли напуганного и униженного воеводу.
Поехал Перфирий Колтовский смотреть прибывших из украинных городов на строительство надолбов между двух речек Сазонов. Когда он со стрельцами и казаками прибыл на место строительства, конный стрелец Демка Михайлов закричал: «Что стали? Возьми, возьми!» Воевода ему в ответ: «Что кричишь, ково взять и за что?» И хотел шумного стрельца стегнуть плетью. Демка стал «лаять» (ругаться) и снял с плеча пищаль, помышляя застрелить воеводу. Сцена этой стычки происходила при многом народе, перепуганный воевода обращал на то внимание и призывал всех в свидетели.
За несколько дней до этого П. Колтовской уже приезжал на смотр, и Демка также выходил против него с криками и унижениями.
Перфирий приказал трём приставам схватить Демку и отвести в съезжую избу. Но не тут-то было, полковой казак Кондрашка Чоботов на глазах у воеводы силой освободил дружка Демку. Не забыл тот случай воевода.
Прошёл месяц, четверо яблоновских казаков, которые приезжали в крепость Валуйку для пополнения запасов, подали на Демку Плутова челобитную: буйный Демка зачем-то отнял у казаков сабли, а их самих избил. В тот же день пришёл к воеводе валуйский конный стрелец Стенька Хохлов в крови, с пробитой правой щекой. Пострадал он, оказывается, от того же Демки.
На этот раз П. Колтовской был более решителен, приказал приставам взять разбушевавшегося стрельца, сковать и посадить в съезжую избу под арест. О действиях Д. Плутова и К. Чоботова доложил государю.
Государь указал окольничему князю В.П. Ахамашукову-Черкаскому и дьяку К. Окинфееву «сыскать про воровство» и наказать стрельца и казака - бить кнутом.
Добавлено: Ср Янв 16, 2013 9:34 am Заголовок сообщения:
Продолжу рассказ о селах Колыхалино и Шелаево. Как было сказано выше, по р. Ураевой весь 17 в. находились пашни волуйских служилых людей, преимущественно станичных атаманов. В устье реки находился Разменный городок. Первое упоминание о селах по имеющимся у меня данным относится к 1722-25 гг. В документе РГАДА, Ф. 350, оп. 2, ч. 1, ед. хр. 350 л.495-550 есть перепись сел и деревень Казинского стана: с. Богоевленское, д. Пристень, д. Сухарева, д. Князева (л. 519), с. Лысые Горы, с. Двулучное, д. Харина, д. Колыхалина (л. 539 об.), д. Бутырки, д. Казинка. (Списков людей по деревням у меня нет.)
Деревня Колыхалина. В списках 1633-1640 гг. есть Иван Колыхало, ездок. В 1644 г. он уже Иван Колыхалов. В более поздние годы отмечены – Влас Колыхалин, солдат, 1681 г. и Перфилей Калыхалин, пушкарский сын, 1705 г. Наверное, кто-то из этих людей или их близких родственников основал деревню на рубеже 17-18 вв.
Деревня Князева (совр. Шелаево). В 1626 г. записаны волуйчане Мишка Князев, кон. стрелец и Савостьян Князев, станичный атаман, у него брат Дмитрий. В более позние годы записаны – Максим Васильев сын Князев, Петр Харламов сын Князев, ездоки, 1688-97 гг. Кем они приходились атаману Савостьяну Князеву неизвестно, может, внуками или племянниками.
Полагаю, что кто-то из названных станичников приискал в устье реки неучтенные участки земли и попросил их дать в поместье под пашню, усадьбу и огороды. Так, где-то, в конце 17-нач. 18 века там появилось несколько дворов. Как раз в это время шло массовое освоение уезда и основание деревень. Первые деревни в то время было принято называть по фамилии основателя или старшего в группе служилых людей, получивших землю. Земля не передавалась в вечное пользование. Владели землей пока служили. Так в 18 в. земли в районе д. Князева, скорее всего, перешли к другому владельцу и жители деревни пожелали сменить название на Шелаево. Но смена названия не являлась обязательным условием. Иногда первое название села или деревни закреплялось на долго. Так получилось с названием Колыхалино, прошедшим через века. _________________ Чепыч
Добавлено: Ср Янв 16, 2013 10:48 am Заголовок сообщения:
Опачки, как интересно. Дело в том, что и Харина - это в прошлом название села Шелаево. Значит, существовало две деревни, а позже они слились (или обеими завладел один и тот же владелец и он их объединил в единое поселение?). Князевы, Харины, Шелаевы и сейчас довольно распространенная фамилия в селе, а вот фамилия Колыхалин отсутствует.
У Алексея Бережного в статье "Заселение юго-востока Бел. обл" присутствует населенный пункт "Колыхан" (данные 1762 года - карта Слободской Украины из РГАДА), в то же время ни Князева, ни Харина, ни Шелаева не упоминается.
А вообще придерживались при наименовании населенного пункта принципа если есть церковь - значит это село, если нет - деревня? Судя по 19 веку - не особо? А как Вы думаете?
Церковное название села Колыхалино - Богородицкое, данное наименование встречается на ПГМ, кроме того, не помню, где вычитал, церковь в Богородицком появилась в 1765 году, вероятно, в честь Пресвятой Богородицы. На ПГМ в Богородицком отмечен крест - это свидетельство наличия церкви с погостом или это может быть только кладбище?
Другая церковь строится в с. Шелаево в 1858 году. Среди местного населения ходит такая "легенда": на рубеже 19-20 веков церковь в Шелаево сгорает, и ходоки несколько раз ходили в Колыхалино с просьбой продать церковь им, шелаевцам. В итоге, церковь увезли.
Так вот. Просмотрев литературу второй половины 19 века я нигде не нашел упоминания о Колых. церкви, везде - только Шелаевская. Именуется она Тихвинской, НО В ЭТО ЖЕ ВрЕМЯ село Шелаево начинает также именоваться Богородицким (это именно Шелаево, а не Колыхалино). В связи с этим, церковь скорее всего перекатили в 1858 году. Более ранняя дата подтверждается и людьми, родившимися на рубеже 19-20 веков - никто эту церковь не помнит, только по воспоминаниям предков. В то же время есть одна загвоздка: когда колыхалинцы продавали церковь, у них, по воспоминаниям старожилов, стоял выбор - продать церковь или школу (а она открыта в 1895 году). Или это связано с какой-то другой, более ранней школой, или информация о церкви не отложилась ни в Памятниых книжках, ни в Воронежских епархиальных ведомостях и других источниках?
Извиняюсь за многобукав
Добавлено: Ср Янв 16, 2013 11:31 am Заголовок сообщения:
Разрешите вставить свои 5 коп.
В РГАДА в Ф.470 Ед.хр 1207 собраны материалы 3 ревизии по некоторым деревням Казинского стана (кстати, сюда же затесались 15 листов МОЕЙ Валуйского стану деревни Шушпановой, хотя она относилась к Валуйскому стану). Ревизия проводилась в апреле 1762 года.
С 16 листа пошли деревни Казинского стана:
16-44 д.Богоявленское
45-134 д. Пристенная
135-202 д.Сухарево
203-241 д.Князево
242-294 с. Двулучное
295-360 д.Харина
361-449 д.Колыхалина
450-527 д.Бутырки
528-565 д.Кукуевка
с 566 сл. Яковлевка.
Думаю в XVIII в. всё-таки придерживались принципа "церковь - село", "нет церкви - деревня".
У Сухорукова про Шелаево что-то смотрели?
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы